Статьи о коммерческой недвижимости

Рынок коммерческой недвижимости Москвы во втором полугодие начал оживать

Несмотря на продолжение пандемии, рынок коммерческой недвижимости начал восстанавливаться. Даже визуально на улицах снизилось количество пустых торговых объектов, поток покупателей, посещающих ТЦ, увеличился. Эксперты дают позитивные прогнозы, однако предупреждают: процесс будет долгим и не достигнет допандемических показателей, пока не восстановится поток иностранных туристов и окончательно не откроются границы.

Разбираемся в цифрах и причинах
Проанализируем неделю в середине августа (9.08─15.08) по показателю Shopping Index ─ он отображает количество посетителей торговых заведений на 1000м2. В 2021 году относительно этого же периода 2019 года значения индекса снизились на 4,7%. Но, если взять показатели применимо к 2020 году по сравнению с текущим годом, то картина более радужная: мы видим уже достаточно существенный рост в 2,4%.
Динамика позитивная, это связано с двумя причинами. Во-первых, с некой стабилизацией из-за улучшения эпидемиологической ситуации. Полагают, что пики заболевания уже пройдены, но даже если осенний рост заражений произойдет, то он не будет критичен.
Во-вторых, оживление рынка связано с возросшей покупательной способностью населения. Анализируем данные Росстата. Из них видно, что показатель во втором квартале 2021 года на 6,8% выше, чем за тот же период 2020 года. Большинство ритейлеров в ТЦ уже на протяжении нескольких последних месяцев показывают рост прибыли, иногда весьма существенный. Видя это, арендодатели начинают постепенно перезаключать договора с бизнесом, поднимая арендные ставки.
В общем, прогнозы, по мнению большинства экспертов, позитивные и первые недели осени подтверждают это.


Стрит-ритейл
Стрит-ритейл ─ наиболее важный показатель в оценке рынка коммерческой недвижимости. Напоминаем, что к такому формату относятся торговые точки, размещенные на первых этажах домов и имеющие отдельный вход. Вплоть до второго квартала количество вакантных площадей постоянно росло, однако затем их число стабилизировалось, а потом стало уменьшаться.
К концу первого полугодия показатель свободных площадей сократился до 15,1%, к окончанию второго полугодия, по мнению аналитиков, значения снизятся до 13%. Растут и арендные ставки, однако к докризисным показателям они вернуться не ранее, чем в 2022 году и это при условии отсутствия ограничений, связанных с очередными всплесками распространения коронавируса.
Чаще всего сегодня открываются кафе и рестораны, реже, но также достаточно активно восстанавливаются магазины по торговле товарами для дома, бытовой химии и по реализации электроники.


Офисы
Рынок офисной недвижимости также ожил, несмотря на то, что в августе заключалось совсем немного сделок. Однако это всегда характерно для последнего месяца лета, когда деловая активность заметно снижается: переговоры вроде идут, но сделки не заключаются, часто откладываются на начало осени. Во втором полугодии все произошло по такому же сценарию: много переговоров в августе и активное заключение договоров уже с начала сентября. Количество заключенных сделок по сравнению с тем же периодом 2020 года увеличилось, тем не менее, не достигнув пока показателей 2019 года.
На сегодняшний момент вакантность следующая: свободных офисов класса «А» ─ 10,8%, класса «B» ─ почти в 2 раза меньше или 5,4%.
Если анализировать по секторам, то активнее всего восстанавливается рынок офисов IT-направления и т.н. fintech ─ в них предоставляются финансовые услуги с применением современных технологий (блокчейн, биометрия и др.). При общении с арендаторами в этих сегментах складывается достаточно перспективная картина: в ближайшем будущем многие компании постараются расширить уже арендуемые площади или переехать в офисы более высокого уровня.
Сейчас средняя стоимость аренды м2 за год для помещений класса «А» составляет 26 тыс. руб, а класса B─ 17,5 тыс. руб, но до конца года цена увеличится. На это повлияет повышение спроса со стороны других секторов рынка и увеличение стоимости строительства из-за инфляции.
Делаем вывод: ситуация на рынке стабилизировалась, бизнес успокоился, не ждет ухудшения пандемического кризиса, но ждет и уже получает увеличившуюся прибыль, поэтому вакантность уменьшается, а размеры арендных ставок постепенно поползли вверх.
Made on
Tilda