Уход международных компаний и экономическая турбулентность негативно повлияли на рынок торговой недвижимости в 2022 году. Далее – о том, как изменится ситуация в ближайшие несколько лет.
Результаты года Хотя многие зарубежные предприятия закрыли свои представительства в России, этот год для страны стал рекордным по общей площади объектов, пригодных для коммерческой недвижимости: совокупная цифра превысила 100 млн. м2. Объекты торговли составляют треть от этого числа (более 37 млн. м2).
Лидерами по торговым площадям остаются регионы – 63%, 26% такой недвижимости приходится на Москву, 11% – на Санкт-Петербург.
Чего ожидать в дальнейшем В ближайшие 2 года иностранные бренды продолжат передачу бизнеса российским предпринимателям. Сами торговые центры будут переориентированы, создавая на своих площадях мультиформатные пространства: помимо магазинов, там все чаще станут открывать спортивные залы и развлекательные площадки. Устаревшие комплексы переформатируют под дискаунтеры или отдадут под реализацию сторонних проектов.
Из-за снижения покупательской способности темпы строительства торговых объектов и разработки новых проектов в этой области уменьшатся, сроки сдачи недвижимости сдвинутся. При этом количество свободных площадей в ТЦ сократится на 10-15%.
Эксперты прогнозируют развитие стрит-ритейла. Актуальность сохранят торговые точки, размещенные на первых этажах жилых комплексов, поскольку они продолжают приносить доход инвесторам, независимо от внешних факторов.